Прорамма профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по зрению, ориентирующей на выбор профессий и специальностей высшего образования
Коробкина Елена Геннадьевна
Академия психологии и педагогики ЮФУАннотация
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности с инвалидностью по зрению. В силу личностных особенностей, выпускникам с ОВЗ и инвалидностью по зрению очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы. Некоторая часть выпускников идут на производство, будут выполнять там неквалифицированные виды труда, значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах профессиональных организаций, и лишь малая доля таких выпускников решается на получение высшего образования. Однако, тем не менее, и те, и другие будут испытывать затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности; неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др. Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с инвалидностью по зрению. Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательных инклюзивных классов, ставящих целью не только предоставление информации о мире профессий и дающих основу профессиональной ориентации, но и способствующих личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Ключевые слова
Библиографический список
- Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.
- Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;
- Загашев И.О. Занятия по профориентации. – М., 2008.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.