Метафоризация концептов растений в поэзии С. Есенина: доклад и презентация к диссертационной работе
Тимофеева Татьяна Викторовна
МБОУ СОШ № 10 с. Троицкое, Приморский крайАннотация
Исследование обусловлено общелингвистической установкой на описание русской языковой картины мира, в которой важное место занимает метафорическая составляющая. Метафора является одним из способов создания образа в творчестве любого поэта, писателя. Проблемы, связанные с изучением метафоры, всегда находились в центре внимания лингвистов. Однако, несмотря на то что в данной области имеется значительное количество исследований, многие вопросы теории метафоры или не получили до сих пор однозначной интерпретации или недостаточно освещены в лингвистической литературе. В антропоцентрической лингвистике она начинает чаще рассматриваться как один из важнейших когнитивных механизмов человека, определяющий его отношения с действительностью. При этом поэтическая метафора осталась без должного внимания и не получила надлежащего освещения с точки зрения современных направлений лингвистики.
Объектом нашего исследования являются метафорические словоупотребления, репрезентирующие концепты растений в поэзии С. Есенина. Предметом исследования являются общие и специфические закономерности метафорического моделирования базисных концептов растений в поэзии С. Есенина. Цель данной работы – рассмотреть метафорические конструкции с фитонимами в поэзии С. Есенина и выявить их индивидуально-авторскую специфику. исходя из нашей цели были сформулированы следующие задачи. 1) определить подходы к изучению метафоры в современной лингвистической теории; 2) проанализировать основы типологизации метафоры; 3) изучить концептуальную метафору как важный фактор представления языковой картины мира и как фактора, отражающего особенности идиостиля; 4) классифицировать и описать метафорические модели, репрезентирующие базисные концепты растений в творчестве С. Есенина; установить степень продуктивности каждой из выделенных метафорических моделей; 5) выявить индивидуально-авторскую специфику процессов метафоризации в соотношении области-источника и области-цели.
К числу основных методов исследования относятся методы лингвистического моделирования, когнитивно-семантического анализа метафорической составляющей языковой картины мира, лингвокультурологического анализа, в т. ч. используемые при создании социокультурного комментария, метод сплошной выборки метафорических единиц, лексикографического описания языковых единиц, статистической репрезентации полученных данных
Материалом исследования послужили примеры метафорических конструкций, полученные путем сплошной выборки из художественных текстов С. А. Есенина. Нами отобраны 132 примера метафорических выражений, включающих фитонимы, которые мы распределили по образным парадигмам. Для анализа были отобраны двух- и многокомпонентные метафорические единицы с номинативным, предикативным, генитивным, атрибутивным типами синтагмы.
Выдвинута гипотеза исследования. Своеобразие языка С. А. Есенина заключается в выработке новых подходов к использованию как традиционного, так и оригинального лексического материала и средств его выражения, среди которых немаловажное значение имеет концептуальная метафора.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, а также включает приложение.
В первой главе мы дали описание концептуальной метафоры в контексте современной лингвистической теории, определили основные тенденции исследования метафоры как ментального процесса; подробно проанализировали интеракционистскую теорию, разработанную в трудах А. Ричардса и М. Блэка, а также проиллюстрировали прагматический подход к анализу метафоры Д. Дэвидсона; выявили существенные когнитивные свойства процесса метафоризации, которые, в свою очередь, позволят определить универсальное и специфичное в процессе понимания метафоры. Рассмотрели классификации метафор по различным признакам. Опираясь на исследования В. П. Москвина мы подробно репрезентировали формальную, семантическую, функциональную классификации метафор и привели примеры. По формальным признакам мы выделили метафору словесную и фразовую; глагольную; адъективную; субстантивную; предикативную; генитивную; а также метафору – сравнение и метафору – загадку. По семантическим признакам мы рассмотрели типы переносов в метафоре, которые приводят к изменениям в значении. Выделение семантических типов метафорических словосочетаний позволяет установить основные направления метафоризации разных предметно-тематических групп. По функциональным признакам мы репрезентировали разнообразность метафор, которые демонстрируют чувственность и образность, особенно в поэтическом творчестве.
Обобщили особенности языка С.А. Есенина, определяющих его место в русском поэтическом пространстве XIX–XX веков.
Во второй главе МОДЕЛИ МЕТАФОРИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «РАСТЕНИЕ» В ТВОРЧЕСТВЕ С. Проводится исследование особенностей ЯКМ, которое позволяет выявить систему представлений о мире в поэзии С. Есенина. Главным средством познания ЯКМ служит метафора. Обращение к метафорическим представлениям, нашедшим свое отражение не только в жанрах русского фольклора, но и в поэзии, помогает определить роль и значение растений в народном сознании. В нашей работе мы используем термин «парадигма» применительно к индивидуально-авторским парадигмам образов. Каждый поэтический образ существует в языке в системе сходных образов и вместе с ними реализует модель, или парадигму, то есть некий смысловой инвариант более или менее обобщенный. Мы исследовали особенности поэтического языка С. Есенина, посредством которого поэт отождествляет человека с растением и придает людям облик различных представителей флоры: дерева, куста, цветка, злака, травинки, подробно описали метафорические модели, реализующиеся через концепты. Преобладание таких моделей дает возможность поэту шире и четче раскрыть индивидуальное видение мира.
Тип метафоры, которую мы рассматриваем, по основному субъекту связана с миром растений. Дальнейшее деление основано на тематической принадлежности вспомогательного субъекта: антропоморфная, зооморфная, пространственная.
В антропоморфной метафорической модели ЧЕЛОВЕК → РАСТЕНИЕ для обозначения частей тела человека в творчестве поэта участвует ограниченное число метафоризируемых лексем: голова, ноги, бедра, грудь, живот, стан, уши, волосы. При описании растений поэтом часто используются концепты ГЛАЗА, БЕДРА, ВОЛОСЫ. Растения не просто сравниваются с человеком, они отождествляются с ним. (Так и хочется руки сомкнуть / Над древесными бедрами ив; Тополь станом зеленый…)
В данной группе примеров метафорический перенос осуществляется на основе доминирования сходства по форме. В приведенных примерах актуализируется знание о сходстве формы дерева и тела человека, ветвей и волос человека. Ветки дерева также сравниваются с ушами, это сходство более отдаленное.
Необходимо отметить, что в рамках антропоморфной модели задействован обширный спектр свойств областей-источников и областей-мишеней, на основе общности которых осуществляется метафорический перенос (звук, цвет, форма, размер, динамичность, количество, функциональная наполняемость).
Зооморфная метафорическая модель, которая в целом схожа с антропоморфной, поскольку и та, и другая описывают реальные, во многом внешне схожие поступки живых существ в целом, также типична для творчества С. Есенина и отражает жизнь крестьян в русской деревне.
Метафорическая модель РАСТЕНИЕ → ЖИВОТНОЕ становится источником метафорического осмысления мира. Есенинские «животные», так же как и РАСТЕНИЯ, могут проявлять чувства. Концептуальная метафора ТОПОЛЬ → ТЕЛОК несет собирательный образ стада, которое вечером вернулось с пастбища и ждет, когда хозяева откроют для них ворота.
И ноги босые, как телки под ворота, / Уткнули по канавам тополя…
Пример концептуальной метафоры РАСТЕНИЕ → ПТИЦА репрезентирует концепт СОРОКА, которая в культуре славян несет отрицательный образ, связанный с потусторонней силой и ведьмами. Однако в поэзии С. Есенина этот образ получает положительное значение, так как репрезентирует урожай, который воплощается в испеченных пряниках в виде сороки. Именно этой птице выпала честь «возвестить» об окончании уборки хлеба и ожидании нового еще более плодородного урожая.
Злаки → птица. Урожай → сорока.
Золотой пролетит сорокой / Урожай над твоей страной. /Новый он сбросит жителям / Крыл колосистых звон.
В рамках зооморфной модели наиболее часто метафорический перенос осуществляется на основе цветового, динамического, либо функционального сходства области-источника и области-мишени.
Метафоры предметной модели носят глобальный характер и создают законченные образы мирозданья: мир – царство, природа – храм. Однако включаются и более частные метафорические переносы: лес-терем, роща-дом (В терем темный, в лес зеленый / На шелковы купыри, / Уведу тебя под склоны / Вплоть до маковой зари).
Наличие концептуальной метафоры в творчестве С. Есенина ДОМ → ЛЕС позволяет репрезентировать части устройства дома-церкви, где вершина дерева может приобретать форму купола, позволяющую отразить патриархальную церковную культуру. Испокон веков храмостроительство имитирует космогоническое свершение, а сами храмы в миниатюре олицетворяют мирозданье. Они стремятся ввысь, к Богу.
Березовые купола.
И дворянские головы сечет топор — / Как березовые купола / В лесной обители.
Сухое растение → храм.
Еду на баркасе, / Тычусь в берега. / Церквами у прясел / Рыжие стога.
Наибольшая продуктивность предметной метафорической модели в процессе репрезентации знаний о природных явлениях может быть объяснена релевантностью природной среды и явлений для жизнедеятельности человека и в силу этого стремлением индивида к их детальному познанию.
В творчестве С. Есенина мы выявили различные типы метафор по грамматическому признаку в языке поэта (субстантивная, адъективная, адъективно-субстантивная, глагольная метафоры) и привели примеры.
Рассмотренный практический материал свидетельствует о том, что наиболее продуктивными в рамках предметной метафорической модели по частеречной принадлежности являются субстантивные конструкции: Только будут колосья – кони / о хозяине старом тужить.
Глагольная метафора (н-р, Где-то на поляне клен танцует пьяный. и адъективная метафоры н-р, <...> Деревянные всадники / Сеют копытливый стук.
являются вспомогательными типами, согласующимися с субстантивной метафорой и дополняющими, а также развивающими ее. Именная метафора со значением орудия действия, объекта действия часто развивает глагольную метафору.
Таким образом, в поэзии С. Есенина природа изображена в единстве с человеком. Ее описание – не самоцель, а путь к воссозданию его духовного мира. И тем не менее есенинские картины природы оставляют неизгладимое впечатление. Можно только удивляться умению поэта подметить и передать тончайшие настроения, которые будят в человеке те или иные природные явления.
Практическое значение выполненной работы определится и проявится прежде всего в педагогической деятельности на уроках литературы, так и на уроках русского языка и развития речи. Умелое применение полученного материала позволит познакомить учащихся с одной из сторон поэтического языка С. Есенина, проникнуть в творческую мастерскую поэта, понять его мировосприятие и художественный замысел каждого произведения, его авторскую концепцию.