Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста со стёртой дизартрией в процессе обучения письму

Автор

Дворницына Юлия Александровна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Дата публикации 15.01.2021
Период публикации Январь, 2021
Рекомендуемая ссылка: Дворницына Юлия Александровна, Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста со стёртой дизартрией в процессе обучения письму. Публикация в СМИ: "Наука и образование ONLINE" (Январь, 2021). Дата публикации: 15.01.2021. Регистрация СМИ: ЭЛ №ФС77-70153 от 30.06.2017. URL доступа: https://student.eee-science.ru/listing/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-so-styortoj-dizartriej-v-protsesse-obucheniya-pismu/

Аннотация

Актуальность темы в том, что овладение письмом существенно, затруднено у детей со стёртой дизартрией. Так как графомоторные навыки у детей со стёртой дизартриёй отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. Предметом нашего исследования является особенности логопедической работы по формированию графомоторных навыков у детей младшего  школьного возраста  со стёртой дизартрией в процессе обучения письму. Мы изучили теоретические положения по формированию графомоторных навыков, формированию графомоторных навыков у младших школьников со стёртой дизартрией. Определились с понятием графомоторный навык, с основными параметрами графомоторного навыка, а также с понятием стертая дизартрия.

Изучая  детей со стёртой дизартрией мы выявили, что у них имеются не только речевые, но и не речевые нарушения, различные причины возникновения этих нарушений, которые проявляют себя не только в нарушении устной, но и письменной речи, также в  рамках изучения литературы мы выявили, что помимо этих ошибок, встречаются и графические ошибки. Вопросами составляющих графомоторного навыка занимались такие авторы как Н.Н. Волоскова, М.Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Б.Ф. Ломов и др.

Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска». Для проведения экспериментального обследования была сформирована группа учащихся 1 класса в составе 5 человек с общим недоразвитием речи III−IV уровня со стёртой дизартрией. Наше исследование проводилась по методике следующих авторов Г.В. Бабиной, Н.Н. Волосковой, Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутиной, А.В. Семенович, М.М. Безруких, С.К. Пименовой. Методика  направлена на исследование графомоторных навыков у младших школьников (7−8 лет) со стёртой дизартрией, и  включает в себя 4 серии заданий.

Библиографический список

  1. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В. Джежелей [Текст] / Нелли Агаркова. – Москва: Дрофа, 2007. – 116с.
  2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учебное пособие / Елена Архипова. − Москва: АСТ: Астрель, 2016. − 319 с.
  3. Астахова, Т.В. Формирование графомоторных навыков у младших школьников [Текст]: пособие для педагогов нач.кл.и логопедов /Татьяна Астахова. − Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. − 192с.
  4. Ахутина, Т.В. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7лет [Текст] / Татьяна Ахутина // Школьный психолог. – 2001. – №15. – С.20−25
  5. Безруких, М.М. Как научить ребенка писать красиво [Текст] / Марьяна Безруких. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 160с.
  6. Беккер, К.П. Логопедия [Текст]: Пер. с нем. / К.П.Беккер, М. Совак − Москва: Медицина, 1981. − 288с.
  7. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова − Москва: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. − 287с.
  8. Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников [Текст] / Т.П. Буцикина, Г.М. Вартапетова // Логопед. − 2005. − № 3. − С.84–94
  9. Волоскова, Н.Н. Формирование графомоторного компонента письма у учащихся начальных классов. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст]: Учебное пособие / Наталья Волоскова – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 222с.
  10. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма [Текст] / Евгений Гурьянов − Москва: Книжный дом «Университет», 1999. − 322с.
  11. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников [Текст] / Евгений Гурьянов. – Москва: Просвещение, 2010. – 339с.
  12. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О.В. Елецкая, М.Ю. Горбачевская. – Москва: Просвещение, 2007. – 222с.
  13. Жиренко, О.Е.Тренажеры по чистописанию, в 4-х частях [Текст] / О.Е. Жиренко, Т.М. Лукина. – Москва: ВАКО, 2018. − 64с.
  14. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] / Вера Илюхина // Логопед. − 2008. − № 8. − С. 16–19
  15. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов [Текст] / Валентина Киселева. – Москва: Школьная пресса, 2007. – 48с.
Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Скачать (PDF, 1.88MB)