Система педагогических условий формирования и развития исторического мышления у старшеклассников
Кузнецова Елена Леонидовна
ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко"Аннотация
Аннотация. В современной реальной жизни Российского общества историческое мышление является основой социально-личностной компетентности, которая представляет собой непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком исторического прошлого, материальной и духовной культуры, овладение социальным опытом, осознание смысла различных сторон, как прошлого, так и действительности, а также собственного существования. Совокупность пространственных педагогических условий при необходимой адаптации способствуют успешному протеканию процесса формирования и развития исторического мышления. Организационно-педагогические условия, являясь совокупностью целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей содержания, форм, методов, мер воздействия целостного управляемого педагогического процесса, позволяют эффективно решать задачи формирования исторического мышления старшеклассников. Психолого-педагогические условия представляют личностный и способствуют повышению эффективности педагогических мер воздействия на развитие личности участников образовательного процесса, что характеризует личностный аспект педагогической системы. Дидактические условия и возможности воспитательной системы образовательной организации обеспечивают успешность процесса формирования исторического мышления, т.к. он является элементом образовательного процесса. Проблема формирования исторического мышления старшеклассников может быть решена при создании условий (пространственных, организационно-педагогических, психолого-педагогических, дидактических, воспитательных), позволяющих реализовать потенциал участников образовательного процесса и удовлетворить их социальные, духовные и престижные потребности.
Ключевые слова
Библиографический список
- Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1988. – 432 с. (с.76).
- Ипполитова Н.Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012. №1 C. 8-14.
- Козырева О. А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kultury-samostoyatelnoy-raboty-lichnosti-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.09.2022).
- Беликов В.А. Актуальность исследования педагогических условий решения проблем образования личности // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-issledovaniya-pedagogicheskih-usloviy-resheniya-problem-obrazovaniya-lichnosti (дата обращения: 25.09.2022).
- Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления [Текст] автореф. дис. канд. пед. наук / С. Н. Павлов. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.
- Пономарева Л.И. Психолого-педагогические условия развития и воспитания детей в общеобразовательной организации // Педагогический журнал. 2016. № 4. C. 63-71.