Цветовая символика в произведении А. Грина «Алые паруса»
Драч Иван Александрович
МБОУ Назарьевская средняя общеобразовательная школаАннотация
В культуре человечества цвет всегда имел большое значение из-за его тесной связи с философским и эстетическим осмыслением мира. Вопрос цвета и его значения входит в проблематику многих наук, не является исключением и литература. Цветообозначения в различных взаимосвязях с другими словами, могут нести на себе различное значение. Писатели и поэты широко используют возможности цветописи, поскольку цвет в художественных произведениях может быть как средством создания художественной образности, так и неким сигналом, знаком или символом (от греч. symbolon - «условный язык»). Однако необходимо помнить еще одну функцию цвета в художественном произведение - способность передавать своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность и неповторимое мировоззрение. Объект исследования: произведение А.Грина «Алые паруса». Предмет: слова со значением цвета в произведении «Алые паруса». Цель: изучить символику цвета в повести. В данной исследовательской работе мы рассмотрели основные ассоциации с определенными цветами в социально-культурной картине мира. Со словами, обозначающими цвет, мы встречаемся в различных отраслях жизни. Особенно интересным для нас стало рассмотрение значения цветописи в художественной литературе. В произведении цвет выступает не только как средство создания художественной образности, но и как способ выражения «мировидения» автора. Для анализа нами было выбрано произведение А. Грина «Алые паруса». В качестве продукта исследования мы представляем самостоятельно выполненный корабль, отражающий основные оттенки цветописи произведения.
Библиографический список
- Бахилина, Н. Б. [История цветообозначений в русском языке] / Н.Б. Бахилина – М. : 1975. – 287с.
- Брагина, А. А. Лексикология и лексикография. [Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний] / А.А. Брагина – М. : 1997. – 73-105с.
- Витраж своими руками: виды и технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nastroike.com/uchimsya-vmeste/515-vitrazh-svoimi-rukami-vidy-i-tekhnologii.
- Габриелян, Ж. Еще раз о цвете / Ж. Габриелян // Реклама. – 1999. – № 4. – С. 28–30.
- Грачева, И.В. Грани самоцветов // Литература в школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/grani-samotsvetov-v-rysskoj-literatyre.html.
- Крылов, Г. А. Школьный этимологический словарь / Г. А. Крылов. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 313с.
- Обухов, Я. Л. Символика цвета / Я. Л. Обухов // Журнал практического психолога. – 1996. – № 5.
- Прохорова, Н. Г. Символика цвета в поэзии С.Есенина / Н. Г. Прохорова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/04/01/simvolika-tsveta-v-poezii-sesenina
- Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ronl.ru/referaty/literatura-zarubezhnaya/129171/.
- Символика цвета в литературе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookclubby.livejournal.com/171226.html.
- Символика цвета в повести «Алые паруса» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diary.ru/~nezhna4you/p80714167.htm?oam
- Символика цвета и её роль в произведениях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirznanii.com/a/129738/simvolika-tsveta-i-ee-rol-v-proizvedeniyakh.
- Телицин, В. Символы, знаки, эмблемы : Энциклопедия / В. Телицин. – М. : Локид-пресс, 2005. – 142 с.
- Упорова, С. О. Методологии анализа цвета в художественном тексте / С. О. Упорова // Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. – № 4. – С. 52.
- Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/fasmer.